Меню
Новости
21.03.25
26–27 мая в Сочи состоится Бизнес-форум «Масличная культура. Мировая соя» – одно из главных событий аграрного рынка. Ведущие эксперты обсудят, как увеличить рентабельность масличных культур, минимизировать затраты и освоить новые возможности для переработки и экспорта. Выступаем информационным партнером мероприятия.
20.03.25
Сегодня отмечается Всемирный День муки. Дата праздника выбрана неспроста: 20 марта приходится на середину равноденствия. В Северном полушарии это начало весны, время посадки растений, а в Южном полушарии — осени и сбора урожая. Для аграриев и мукомолов это особенное время, время надежды и благодарности. Материал на эту темку можно прочитать на странице нашего партнера на сайте "АгроТемы+" - Азово-Черноморского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр оценки безопасности и качества продукции агропромышленного комплекса»
18.03.25
9-11 июня 2025 г. Самарская область, спустя полвека после визита в заповедник «Самарская Лука» участников Всемирного почвенного конгресса, вновь объединит ведущих российских и мировых экспертов и представителей государственных органов, бизнеса, научных и общественных организаций на X юбилейном международном конгрессе «Климат, плодородие почв, агротехнологии». Участие бесплатное, необходима регистрация. Ознакомиться с программой и зарегистрироваться можно по ссылке - https://agriecomission.com/news/x-mejdunarodnyi-kongress-klimat-plodorodie-pochv-agrotehnologii
18.03.25
Выставка-ярмарка "Зеленое хозяйство: весенний сезон" состоится с 7 по 11 мая 2025 года на территории МКСК "Казань" (Казанский ипподром) по адресу: проспект Альберта Камалеева, 27/1. Подробности на странице "Мероприятия" нашего сайта.
17.03.25
Завершаем верстку № 3 журнала "Аграрная Тема+" за 2025 год. В номере представлена статья Н.Гимадиева и Р.Нуруллина «Фитоэкспертиза семян сельскохозяйственных культур при их возделывании на конкретном поле»  и А.Панченко "О пользе рыжика и расторопши". А также Р.Бушкова и Е.Терентьевой "О традиции русского чаепития". Продолжаем публикацию статьи "Воспроизводство лошадей" В. Мадисона. Интересными и полезными будут и другие материала номера. Читайте и выписывайте журнал "Аграрная Тема+" - открытую трибуну для конструктивных дискуссий!
МЕРОПРИЯТИЯ

 Читателей нашего журнала

приглашают на выставки в регионах

Российской Федерации и за рубежом.

Подробнее читайте в разделе

"МЕРОПРИЯТИЯ"

 _______________________

Предлагаем книги на CD или DWD диске:

1. И. Левин "Все о рапсе";

2. И. Левин, В. Медведев,

М. Нафиков "Аммиак возвращается"

Цена с учетом доставки 700 рублей.

 

В подарок - подшивка журнала

за 2009-2023 годы в электронном виде

 

По вопросам приобретения

звоните в редакцию

журнала "АгроТема+"

(843) 275-48-79;

+7 9600 - 47 -82 - 95

или пишите: agrotema@inbox.ru

 

Кто поможет местным крестьянам?

И.Ф. Левин

                                                                          в 1999-200_ годы  руководитель

                                                                                                     НП группы «Пивоваренный ячмень»,                                                                                                                Заслуженный агроном

                                                                                                                             Республики Татарстан;                       

 Е.В.Кожемякин

научный консультант НПГ,

кандидат сельскохозяйственных наук

 

Кто поможет местным  крестьянам?

 

Сейчас в моде слово «импортозамещение». Спасибо надо сказать странам, которые ввели санкции против России, так как ограничение ввоза иностранной продукции заставило нашу страну всколыхнуться и поставить, наконец, жирный крест на мнении, что во всем «заграница нам поможет». Благодаря принятым мерам, в сельском хозяйстве России чувствуется некоторое оживление, многое делается для того, чтобы отказаться от импорта продукции, которую мы сами можем производить на бескрайних российских просторах. А взяться за написание этой статьи побудил вопрос, который мы запросто и быстро можем решить с большой выгодой для наших сельхозтоваропроизводителей. Речь пойдет о пивоваренном ячмене.                                                                                    

До недавнего времени был в Казани пивзавод «Красный Восток». Да он и сейчас есть, только под другим названием. И хозяин у него другой – турецкая фирма «ЭФЕС».                  

Сырьем для производства пива является пивоваренный ячмень. Республика Татарстан никогда не входила в зону выращивания пивоваренного ячменя, хотя ячмень преимущественно пивоваренных сортов высевается ежегодно на площади 400 тысяч га и валовый сбор ячменя всегда превышает 1 миллион тонн, чего хватает и для потребностей животноводства,  и на продажу в качестве и по цене фуражного зерна. Но зерно ячменя  шло и сейчас  идет как  фураж, а сырье для пивоварения завозилось из других регионов России. Стоимость зерна пивоваренного ячменя в 2 раза выше чем того же ячменя, но  продаваемого  на фураж. На закупку сырья уходили из Республики большие деньги, не в Татарстанскую казну уходили и немалые налоги. Учитывая это, в 1999 году руководство республики попросило руководство «Красного Востока»  попробовать варить пиво из сырья местного производства. Попробовали. Получилось!                                                                                                         

При заводе и за его счет была создана небольшая научно - производственная группа «Пивоваренный ячмень», которая своими исследованиями убедительно доказала, что татарстанские хозяйства могут обеспечить сырьем местного производства три таких пивзавода, как «Красный Восток». Первые 450 тонн пивоваренного ячменя местного производства были заготовлены уже в 1999 году. А через пять лет - в 2004 году этот показатель составил около 30 тысяч тонн – 20% от потребности. Затем «Красный Восток» был продан иностранцам – турецкой компании «ЭФЕС», которые не пожелали принимать ячмень, привозимый местными хозяйствами автотранспортом, и все вернулось на круги своя.               

А теперь немного подробностей. «Красный Восток» принимал сырье вагонами по железной дороге, работал, что называется, с колес. Сырье поступало качественное, полностью соответствующее требования ГОСТ.  Не требовалась ни его сортировка, ни его сушка, ни постоянный контроль качества. Поступающее сырье сразу шло в солодовню для проращивания с целью получения солода, свободных емкостей для хранения больших запасов сырья не было,  небольшой заводской старенький элеватор в основном предназначался для отлежки солода. В заводской лаборатории практически не было приборов для быстрого (экспресс) анализа сырья, т.к.  в экспресс анализе просто не было необходимости. Имелась единственная точка разгрузки зерна из вагонов. Вот эти два фактора (всего одна точка разгрузки и отсутствие приборов для быстрого анализа зерна) сильно мешали приемке ячменя автомашинами от хозяйств. Дело в том, что на определение качества методами ГОСТ требовалось много времени, да и когда разгружались вагоны, автомашины вынужденно стояли. Все это вызывало справедливые нарекания со стороны водителей автомашин и руководителей хозяйств.               

Первый же год работы  показал, что надо делать. И вот, что было сделано:                                                                                                                             

  • во-первых, лабораторию оснастили приборами для экспресс-анализа содержания белка, влажности, жизнеспособности. Весь анализ занимал всего 40 минут, это – не много;   
  • во-вторых, дополнительно к имеющейся точке разгрузки сделали еще две, одна из которых – для разгрузки КАМАЗов с прицепом;                                                                      
  • в третьих – построили сушилку для подсушки хорошего ячменя, но с лишними 1-2% влаги;
  • в-четвертых – на территории завода построили современный элеватор емкостью 30 тыс. тонн ячменя и чуть позже «Красному Востоку» был передан портовый элеватор емкостью 100 тысяч тонн, тем самым была решена проблема размещения сырья.

Все шло к тому, что пивзавод «Красный Восток» встает на путь импортозамещения, хотя этот термин появился позже - ровно через 10 лет.                                          

Малочисленная группа «Пивоваренный ячмень» развернула большую исследовательскую работу, на которую руководство завода выделяло нужные средства. Прежде всего, мы занялись сортоиспытанием с целью выявления лучших сортов. На трех госсортоучастках в разных зонах республики испытывались сорта пивоваренного ячменя как местной, так и иностранной селекции. При этом оценка сортам давалась не только  по параметрам ГОСТ, а по качеству солода, для чего была закуплена и быстро запущена в работу микросолодовня. Самыми лучшими сортами  оказались сорта немецкой селекции того времени – Аннабель, Аурига, Маргрет, Ксанаду. Они по урожайности не уступали местным сортам пивоваренного ячменя, но всегда имели белка на 1-2% меньше, соответственно больше крахмала. Но самое главное для пивоваров - эти сорта давали солод высшего и 1-го классов (местные сорта чаще давали солод или не классный, или 2-го, реже первого класса). Лучшим сортом оказался сорт Аннабель, который по результатам двухлетнего сортоиспытания  и был районирован в 2002 году. Кстати, к моменту районирования в посевах уже имелось 25 тыс. га ячменя сорта АННАБЕЛЬ, т.к. Он и урожай давал хороший и  принимался как ценный с надбавкой 10% к закупочной цене. Для определения (идентификации) сорта методом электрофореза была закуплена специальная установка. А сама закупочная цена пивоваренного ячменя была почти в 2 раза выше, чем фуражного зерна.                                            

Появилось много желающих выращивать пивоваренный ячмень для «Красного Востока», т.к. были сняты все проблемы с приемкой зерна, деньги за сданное зерно  выплачивались в течение не более 3 дней. На территории завода был построен цех обезвоживания пивной дробины – отхода производства и ценной высокобелковой добавки в рационы скота для того, что бы этот белок возвращался тем, кто продавал пивоваренный  ячмень пивзаводу из своего фуражного фонда.  Несколько хозяйств решили специализироваться на производстве пивоваренного ячменя, построили у себя очистительно-сушильные линии, склады.                                

Группа «Пивоваренный ячмень» изучила влияние сроков уборки на качество зерна и солода (не запаздывать!), влияние сушки зерна (не перегревать), влияние крупности зерна на содержание белка (чем крупнее – тем лучше),  возможность применения адсорбента Силикагель для сушки семенного зерна, эффективность стимулятора оттока (СТО) на снижение содержание белка и т.д. Выводы наших исследований и наблюдений   имели большое практическое значение и доводились до хозяйств.                                                                                            

Была разработана технология выращивания пивоваренного ячменя применительно к местным почвенно-климатическим условиям, доступная всем  хозяйствам с любой формой собственности. Особую ценность имели наши опыты по изучению динамики белка в зависимости от доз и сроков внесения азотных удобрений. Бытовало, да и сейчас бытует,  мнение, что если азот не вносить, белка в ячмене будет мало, но и урожай будет невелик. А если внести азотные удобрения, то увеличится урожай, но и увеличится содержание белка в зерне, что для пивоваров нежелательно. Так оно и оказалось, но у отечественных сортов от внесения 60  кг действующего вещества  азота до посева или в подкормку содержание белка оказалось более 12%, а у сорта Аннабель – менее 11%, что отвечало требованиям ГОСТ и пивоваров. Оказалось, что  сорт -  всему голова!                      

С продажей «Красного Востока» турецкой компании «ЭФЕС» все вернулось на круги своя, местное сырье не принимается, а завозится по железной дороге, в том числе из-за пределов России. И сейчас еще в посевах ячменя встречается сорт Аннабель, его низкобелковое зерно идет на корм скоту, усугубляя тем самым и без того большой дефицит бека в кормах. Руководители хозяйств, прочувствовавшие вкус денег от продажи пивоваренного ячменя по более высокой цене, надеются, что турецкие хозяева бывшего Российского «Красного Востока» повернутся лицом к россиянам вообще и к селянам Татарстана в частности. В связи с этим возникает два вопроса.                                                                                                      

Первый – зачем продавать российские предприятия иностранцам, если от этого проигрывают местные сельхозтоваропроизводители? Наши исследования 15-ти летней давности показали, что татарстанцы, без ущерба для собственного животноводства, ежегодно могут продавать пивоваренный ячмень за пределы республики в объеме не менее 500 тысяч тонн с хорошей денежной выручкой, так как российского сырья для приготовления солода не хватает.

Отсюда второй вопрос – кто поможет выйти на экспорт пивоваренного ячменя местному крестьянину? Или опять: спасение утопающих – дело самих утопающих?

 

Баннеры наших партнеров

vayenshtefan_logo  NSS  bio   photo_2025-02-06_11-56-56feedlot24.png  имит лого   Коллаж Рыба2   100Х100 (2) 100Х100 (1)  2025 Asia-Landscape-Design,-Equipment-&-Supplies-Expo-(Asia-Landscape-Expo 2025)-banner-100x100  100x100_MAP Russia 2025 - 2  banner_1000h1000.jpg    АгроВолга 2025   konferencziya-emeat   photo_2024-09-18_15-03-26    Без названия  Баннер www.graintek.ru_rus_269x4491920x507_RefCold Russia 2025_Сайт   Абу-Даби   гифка  1   100x100 (1)   100Х100  100Х100 (3)    баннер 100х100 Саратов Агро день поля   200-150_page-0001   баннер ззк 2_page-0001   WhatsApp Image 2024-12-24 at 08.22.37   100х100рх    

  Баннер ЛП 100х100   Калуга   Калуга

    _________________________________________________________________

Предлагаем все выпущенные в свет номера журнала "Аграрная Тема+" на одном CD - диске в формате pdf. По вопросам приобретения звоните нам в редакцию:

(843) 275-48-79 или пишите: ilmiga@mail.ru


Чтобы оформить подписку на журнал "Аграрная Тема+", начиная с любого номера, в том числе на электронную версию (в формате pdf), не надо ходить на почту и искать нас в подписных каталогах - просто обратитесь в редакцию.

_______________________________________________________

Здесь может быть помещена ваша реклама, баннеры, фотографии и другие материалы.

Для заключения договоров на их размещение  обращайтесь в редакцию журнала "Аграрная Тема+".